Саму
по себе психику человека, да и любого другого животного, напрямую невозможно
увидеть, психологические явления скрыты от нас, но мы можем наблюдать их
проявления – факты. Факты - это поведение человека, его высказывания, поступки,
словом, все то, что мы можем увидеть или слышать. Эти факты мы интерпретируем и
даем другому человеку психологическую оценку, наделяем его некоторыми
качествами, приписываем мотивы, прогнозируем его деятельность и на основе всего
этого строим наши отношения с ним.
Если
психологически подойти к пониманию деятельности и разбить ее на составные
части, то через огромное многообразие фактов, мы сможешь вынести большой объем
полезной информации о психике человека. Именно это и сделали в отечественной
психологии А. Н. Леонтьев и С. Л.
Рубинштейн. Это статья во многом основывается на их трудах
Любая
человеческая деятельность начинается с потребности. Человек, как и любое живое
существо, не может существовать без внешнего мира, у человека существует
объективная нужда в веществах и предметах за предметами своего тела. Это
состояние нужды в чем-то и есть потребность. Потребность взывает напряжение в
организме, и это напряжение разряжается, когда потребность удовлетворяется. Человеческие
потребности разделены две большие категории биологические (или физиологические)
и социальные. К социальным относятся потребности в новых впечатления, контактах
признании и т.д.
Когда определенная потребность возникает в первый раз, человек не знает, как ее удовлетворить, и в процессе поиска находит этот предмет,
удовлетворяющий это потребность,
опредмечевает ее. Опредмеченная потребность и есть мотив деятельности. Мотив – ради чего совершается действия, совокупность этих действий является деятельностью. Но почти любая деятельность совершается не только из-за одного мотива, деятельность – полимотивированна. Так человек на работе удовлетворяет целый ряд своих потребностей: материальную, потребность в общении, в самореализации и т.д. Но в любой деятельности есть ведущий мотив, благодаря которому человек и совершает деятельность. Сами мотивы могут быть как осознаваемыми (жизненные цели) и неосознаваемыми (эту тему очень подробно рассматривал Фрейд). Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании через эмоции и личностные смыслы (переживания большой значимости, связанные с предметом основного мотива).
опредмечевает ее. Опредмеченная потребность и есть мотив деятельности. Мотив – ради чего совершается действия, совокупность этих действий является деятельностью. Но почти любая деятельность совершается не только из-за одного мотива, деятельность – полимотивированна. Так человек на работе удовлетворяет целый ряд своих потребностей: материальную, потребность в общении, в самореализации и т.д. Но в любой деятельности есть ведущий мотив, благодаря которому человек и совершает деятельность. Сами мотивы могут быть как осознаваемыми (жизненные цели) и неосознаваемыми (эту тему очень подробно рассматривал Фрейд). Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании через эмоции и личностные смыслы (переживания большой значимости, связанные с предметом основного мотива).
У
каждого человека мотивы имеет иерархию, эта иерархия во много характеризует всю
личность человека. В этой иерархии есть основные мотивы которые накладывают
отпечаток почти на любую деятельность, примером этому могут быть мотивы
саморепрезентации, из-за которых человек в любой деятельности стремится
представить себя лучшим образом, или мотивы самосовершенствования, когда
человек в деятельности стремится познать все нюансы и лучше выполнить
работу. Но за основными мотивами в
иерархии идут другие, которые также окрашивают деятельность человека.
Чтобы понять, какие мотивы движут человеком, надо обратиться к его действиям.
Мотивы формируют цели действий, и через них могут быть распознаны. Цель всегда
осознана, как идеальный образ действия. У каждого действия есть цель и действие
- процесс направленный на ее достижение.
Каждую
деятельность можно разбить на отдельные действия. Примером этого может быть
диалог, диалог можно разбить на действия, поочередные высказывания и
анализировать цель их высказывания, но можно разбивать, еще на наиболее низшие
действия – отдельные предложения и посмотреть цель их высказывания, тоже можно
проделать и со словами. Но чтобы понять всю деятельность, нам необходимо
проанализировать цели каждого из действия, на каком уровне рассмотрения
остановится, зависит от поставленной задачи и ее сложности.
Что
бы точнее понять, что за мотивы движут человеком надо анализировать
различные виды деятельности и ситуации,
в которых эта деятельность происходит, стараться понять все обстоятельства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий