В
прошлой теме мы рассмотрели, что такое психология в целом и затронули такое
понятие, как психика. Из темы психики
логически вытекает тема сознания.
Что
бы такое явление, как сознание было более понятно, лучше всего обратится, к
истории его понимая. Она начинается с философа Рене Декарта (1595 - 1650).
Декарт в своих рассуждениях, как можно добиться истины, пришел к выводу, что
все необходимо подвергать сомнению. Так можно подвергнуть сомнению все, что мы
видим своими глазами, и останется только само сомнения, признак того, что мы
мыслим и, следовательно, существуем. Под
мышлением Декарт подразумевал “все то, что происходит в нас”, все, что мы “воспринимаем
непосредственно само собою”. Эти рассуждения о сознания во многом определили
его сегодняшние понимание:
Сознание человека — это
сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения
действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Как
видно из определения, сознание - наивысший
уровень развития психики, доступный только человеку. Его особенность в том,
окружающий мир представляется в виде словесных понятий и чувственных образах,
чего нет на других уровнях. Сознание является результатом физиологического и
социального развития конкретного человека, поэтому процесс формирования
сознания индивидуален, как и его особенности.
Так же сознание имеет определенную структуру и вытекающие из нее функции:
Благодаря сознанию человек выделяет себя из окружающей среды, осознает свою индивидуальность, формирует свою “Я-концепцию” (представления человека о самом себе, окружающем мире и своем месте обществе). Эти особенности позволяют человеку самостоятельно (без воздействия окружающей среды) регулировать свое поведения. Человек формирует свое поведение исходя из системы ценностей, идеалов и мотивов. Так же опираясь на них, оценивает информацию исходящею из окружающего мира.
- Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
- Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. Разновидностью сознания является самосознание — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.
- Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.
- Креативная составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
- Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
- Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Благодаря сознанию человек выделяет себя из окружающей среды, осознает свою индивидуальность, формирует свою “Я-концепцию” (представления человека о самом себе, окружающем мире и своем месте обществе). Эти особенности позволяют человеку самостоятельно (без воздействия окружающей среды) регулировать свое поведения. Человек формирует свое поведение исходя из системы ценностей, идеалов и мотивов. Так же опираясь на них, оценивает информацию исходящею из окружающего мира.
Поведение
может различаться по адекватности, это завесит от такого механизма, как
критичность. Критичность - способность осознавать свои ошибки,
умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся
гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке. Таким образом,
критичность выступает, как механизм контроля над собственным поведением. Уровень
развития критичности во многом от уровня развития мышления, особенно
абстрактного.
Что бы изменить собственное поведение его нужно сознательно подвергнуть критике, перевести в поле внимания. Но прежде надо разобраться в том, что мы именно хотим изменить, подумать какой аспект и для чего (когнитивный аспект), потом действительно ли мы этого хотим и желаем (эмоциональный аспект) и только потом можно будет уже отслеживать и изменять свое поведение (поведенческий аспект).
Что бы изменить собственное поведение его нужно сознательно подвергнуть критике, перевести в поле внимания. Но прежде надо разобраться в том, что мы именно хотим изменить, подумать какой аспект и для чего (когнитивный аспект), потом действительно ли мы этого хотим и желаем (эмоциональный аспект) и только потом можно будет уже отслеживать и изменять свое поведение (поведенческий аспект).
Так же полезно знать, как функционирует сознание во время бодрствования. В сознании есть фокус и периферия. В каждый момент времени в “фокусе сознания” находится определенный объект. Фокус сознание – та область, на чем в
данный момент человек сосредоточен, так
другие объекты попадают на периферию, область, содержание которой смутно, неотчетливо.
Все содержание сознания находится в постоянном движении, и если мы мыслим о
чем-то определенном, то в фокусе сознания находится наши мысли об этом объекте
(состояние устойчивое). Так же существуют неуловимые переходы от одной мысли к
другой (изменчивое состояние). Работа сознания сроится на постоянной смене этих
двух фаз. Очень важно стараться уделять внимание именно важным моментам вокруг нас. Так во время представления фокусник привлекает внешним к художественным элементам своего выступления, так все механизмы трюка остаются незамеченными и проходят на периферии сознания зрителей. Это один из классических механизмов манипулирования, очень часто используется в СМИ, что затмить одно событие другим, или заострить элемент определенного события. Всего это можно избежать если уметь мыслить критически и управлять свои вниманием (фокусом сознания).
В этой теме мы рассмотрели сознание, и как оно определяет поведение. Но поведение еще определяется рядом других факторов, в том числе бессознательным. Влияние бессознательного мы рассмотри в следующей теме. Спасибо за внимание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий